Соколов Валерий Соломонович родился 27 апреля 1953 года в Москве в семье служащих.
С 1960 по 1968 г. учился в ДМШ им. Стасова по специальности фортепиано. Еще в музыкальной школе начал заниматься сочинением, посещая композиторский кружок. По окончании этой школы поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории – на фортепианное отделение, где прошел обучение в классе профессора Н.П.Емельяновой с 1968 по 1972 г. Там же, факультативно, продолжал заниматься композицией.
В 1972 г. поступил в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и обучался на двух факультетах – теоретико-композиторском и фортепианном. Его педагогом в классе сочинения был известный советский композитор Арам Ильич Хачатурян, благодаря которому Соколов сделал окончательный выбор профессии. В 1975 г. он перевелся в Московскую консерваторию и закончил ее по классу А.И.Хачатуряна в 1977 г.
Еще будучи студентом консерватории, композитор стал активно приобщаться к освоению современной эстрадной музыки (песенные и танцевальные жанры) и с 1976 г. начал работать в художественной самодеятельности при Московском энергетическом институте, где руководил музыкальным ансамблем, входившим в состав Агиттеатра ДК МЭИ. С этим коллективом связаны первые театральные опыты Соколова, а также многочисленные поездки по стране с концертами и спектаклями. Позднее, в 1981 г., в составе Агиттеатра он стал Лауреатом премии Ленинского комсомола.
По окончании консерватории проходил срочную службу в армии – в Ансамбле песни и пляски Военно-строительных войск, где с 1977 по 1979 г. занимался аранжировками, игрой в составе оркестра, пением в хоре и дирижированием. С 1980 по 1984 г. работал на сверхсрочной службе в том же ансамбле. За годы службы Соколовым был создан ряд военно-патриотических песен и композиций, которые с успехом исполнялись в концертах коллектива для военных строителей и гражданской публики.
В 1984 г. Соколов стал членом Союза композиторов СССР (по камерно-симфонической секции). Когда при Союзе была создана творческая секция «третьего направления», совмещающего черты классической и эстрадной музыки, он принимал активное участие в деятельности этой секции, наряду с Г.Гладковым, В.Дашкевичем, М.Минковым, Д.Тухмановым, А.Рыбниковым и другими известными композиторами.
В 1985 г. концертировал с эстрадными ансамблями от Калужской и Хмельницкой филармоний в качестве художественного руководителя и пианиста. В 1987-88 гг. работал в Московском хоровом обществе (принимал участие в подготовке конференции по реорганизации его в Московское музыкальное общество), а также в детской филармонии «Музыкальная юность» (подготовка концертов для школьников и молодежи). Курировал деятельность московской «Рок-лаборатории», способствуя наиболее талантливым ансамблям и исполнителям, входившим в это объединение (П.Мамонов, И.Сукачев, А.Скляр, «Мегаполис», «Бригада С», «Нюанс», «Манго-манго» и др.), в их творческой работе. Оказывал активное содействие С.Намину в организации и открытии его музыкального центра в ЦПКиО им. Горького.
С середины 80-х годов стал принимать участие в выступлениях народной артистки России Леонарды Бруштейн (скрипка) в качестве пианиста. В концертах от Московской филармонии, помимо классического репертуара, неоднократно исполнялись сочинения В. Соколова, созданные специально для этой замечательной скрипачки. Она же, будучи солисткой оркестра МХАТ им. М.Горького, в 1988 г. рекомендовала своего творческого партнера для гастрольной поездки в Киев в составе данного театра. С неизменным успехом они выступали в гала-концертах в Киеве и Чернобыле. Тогда же Соколов дебютировал в театре как пианист в спектакле «Три сестры».
Официальное поступление Соколова во МХАТ им. М.Горького состоялось годом позже. С 15 октября 1989 г. он стал членом прославленного коллектива и приступил к работе пианистом-концертмейстером. В этом качестве принимал участие в большинстве гастрольных поездок театра по стране и за рубежом.
С течением времени в обязанности В. Соколова, помимо функций концертмейстера, стали входить общее руководство музыкальными делами в театре и непосредственная композиторская деятельность по оформлению спектаклей. В феврале 1996 г. приказом художественного руководителя театра нар. арт. СССР Т.В.Дорониной Соколов был назначен заведующим музыкальной частью МХАТ им. М.Горького.
С октября 1989 по апрель 2012 г. им было создано музыкальное оформление (подбор, аранжировка и сочинение музыки) к 68 спектаклям театра, в шести из них были использованы его литературные тексты и стихи для вокальных номеров («Незримый друг», «Глупая для других…», «Со кровища Петера», «Комедианты господина», «Школа злословия», «Тень»).
С 1990 г. Соколов активно занимается научной и литературной деятельностью, связанной с изучением биографии и творчества П.И.Чайковского. В результате его многочисленных находок в архивах Москвы, Петербурга, Киева и Клина удалось выяснить массу интересных и принципиально новых сведений в биографии гениального русского композитора, его родословной, судьбах его родных. Все новые материалы нашли отражение в двух книгах Соколова – «Антонина Чайковская: История забытой жизни» и «Последняя болезнь и смерть П.И.Чайковского» (совместно с Н.О.Блиновым), вышедших в 1994 г. в издательстве «Музыка», а также в ряде отдельных публикаций: журнал «Знамя» (1993), клинские (1995, 2003) и петербургский (2003) научно-музыкальные альманахи, сборник «Неизвестный Чайковский» (изд. «П.Юргенсон», 2009). Соколов неоднократно выступал с докладами на научных конференциях, посвященных П.И.Чайковскому – в Москве, Петербурге, Клину и Ижевске, а также в СМИ.
Все эти работы получили российское и международное научное признание. Соколову неоднократно предоставлялась возможность для интервью и съемок в документальных фильмах и телепрограммах Японии, Англии, Германии, Финляндии. В 2001 г. на российском канале «Культура» был показан документальный фильм «Посвящение лучшему другу» (о переписке Чайковского с фон Мекк), в котором Соколов принял участие в качестве одного из комментаторов.
В 1999 г. по первой из его книг был поставлен спектакль в московском Новом драматическом театре (режиссер А.Сергеев). Кроме того, автором написана и собственная пьеса о композиторе и его родных – «Чайковские» (находится в литературной части МХАТ им. М.Горького). В настоящее время Соколов готовит к публикации более 60 статей для планирующейся к выходу научной энциклопедии «П.И.Чайковский».
Композиторский багаж Соколова составляет как классическая музыка в академических жанрах (симфония, три фортепианных концерта, два трио, струнный квартет, скрипичные сонаты и фантазии, вокальные циклы, фортепианные пьесы, оратория «День гнева» памяти жертв Хиросимы на сл. М.Матусовского и др.), так и эстрадная музыка для различных составов, в том числе более 200 песен.
Но основным видом композиторской деятельности автора все последние годы стало создание музыки для театра. Помимо спектаклей во МХАТе им. М.Горького, необходимо отметить также рок-оперу «Царь Салтан» (по сказке А.С.Пушкина, на собственное либретто), с успехом поставленную в театрах г. Владивостока: Краевом театре кукол (1999) и Приморском академическом краевом драматическом театре им. М.Горького (2008), а также музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» в театре «Колесо» г. Тольятти (2002).
С 1980-х гг. и по сей день В. Соколов является руководителем вокально-инструментальной группы «Нероли», созданной при ДК МЭИ и в свое время много выступавшей в концертах, а ныне действующей как студийная группа.
Планов же впереди – «громадьё»!